Конструктивные отличия и особенности шин для спецтехники
Пневматические шины для специальной техники аналогичны наиболее распространенным автомобильным шинам. По конструкции, специальные шины, как и дорожные, могут быть радиальными или диагональными, которые в свою очередь, могут изготавливаться, как камерными, так и бескамерными. При этом все шины (или покрышки) состоят из каркаса, брекера (промежуточной эластичной подушки), протектора и бортовой части. Одинаков и процесс их изготовления. Однако, для спецтехники, как правило, производятся шины диагональной конструкции (кордные слои у них перекрещиваются, за счет чего боковина шины получается более прочной, чем у радиальных шин, что для погрузочной техники особенно актуально).
Отличаются они и по составу резиновых смесей, из которых их производят. При разработке резиновых смесей для специальных шин больше внимания уделяется таким параметрам, как износостойкость, прочность, способность работать при высоких нагрузках и удельных давлениях, при высоких и низких температурах. Именно поэтому в резиновых смесях, идущих на изготовление шин для спецтехники, преимущественно используется более дорогой натуральный каучук, а не его относительно дешевый искусственный аналог.
Другой отличительной чертой шин, разработанных для спецтехники, является рисунок и глубина протектора. В отличие от дорожных шин, которые по рисунку протектора могут быть рулевыми, ведущими, прицепными или универсальными, специальные покрышки не имеют четкого позиционирования по осям и соответственно имеют одинаковый рисунок протектора В зависимости от назначения шины, протектор может выполняться гладким или агрессивным, с выраженным грунтозацепным рисунком.
Пневматическая шина для спецтехники со сменной резиновой камерой и покрышкой, имеющей тканевый каркас и проволочные прямые борта, впервые была запатентована в 1896 году англичанином Велчем. Вначале были разработаны камерные диагональные, а в 1946г. — радиальные шины, конструкция которых преобразовалась затем и в бескамерную. Начиная с этого времени конструкции шин и ободьев для них, оставаясь принципиально неизменными, постоянно совершенствуются. При этом учитываются как новые материалы для изготовления шин, современные покрытия автомобильных дорог и резко возросшие скорости перемещения машин, так и существенное повышение грузоподъёмности и необходимость их использования в тяжёлых условиях бездорожья и при работе в карьерах.
Выбор оптимальных для конкретной спецмашины шин не такая простая, как кажется на первый взгляд, задача. Так, покрышка выбирается не просто по размеру, рисунку протектора, его глубине, нагрузке, которую она может выдерживать, и скорости, с которой должна эксплуатироваться, но и, как сказано выше, по составу резиновой смеси, из которой она изготовлена. Дело в том, что при работе шины даже с небольшими скоростями, но с большими нагрузками колесо может разогреваться до высоких температур. Особенно это касается многослойных моделей, имеющих большое число брекерных слоев.
Пневмошины, в сравнении с другими типами шин обладают наиболее высокими демпфирующими свойствами и скоростными качествами. У них лучшие сцепные характеристики, что обусловливает их преимущества при работе на не вполне качественном покрытии. В принципе, обладают достаточно универсальным набором качеств, позволяющим их применение в большинстве случаев. В стандартном исполнении погрузчики производится, как правило, с пневматическими шинами. Основной недостаток пневматических шин - опасность выхода из строя в случае прокола и связанные с этим простои техники, коммерческие потери.