Не слишком принято об этом задумываться, но велосипедные шины могут иметь отнюдь не меньшее, а иногда даже и большее влияние на нашу поездку, чем любой другой компонент. Тот, кто ехал по тяжелых тренировочных покрышках, а затем обменивал их на легкие гоночные шины, запомнит испытываемое при этом ощущение. Тренировочные шины словно приклеивают велосипед к дороге, и весь велосипед становится невыносимо медлительным. Гоночные шины добавляют больше, чем просто легкость, они просто бросают вас вперед.
Шины Continental GRAND PRIX 4000S, рассматриваемые в этом тесте, были поставлены на колесную пару Mavic R-Sys. Комплект GP4000s/R-Sys был протестирован после недели использования на колесах R-Sys тренировочных шин, чтобы отделить ходовые качества колес от конкретных свойств непосредственно покрышек.
4000S - это жемчужина клинчерной линейки Continental. Они сделаны в полностью черном цвете с гибким арамидным бортом и весят 205 г штука по технической спецификации Continental (206 г при нашем взвешивании).
Первое впечатление не было удивительным - они едут прекрасно: живо, с легким качением при ускорении и нет ощущения, что протектор цепляемся за дорогу. Езда понравилась, чувствовалось, что они хорошо справляются на поворотах и на скорости, и после двух с половиной месяцев регулярной езды на шины намотано немало километров.
Continental следует традиции гладкости и легкости качения их шин GRAND PRIX. Они доставляют удовольствие и при их монтаже или демонтаже – для человека с приличной силой в руках даже не потребуется никаких инструментов. Если у вас ободья Mavic, шины быстро надеваются и снимаются с них без инструментов и держат воздух при любом давлении. Причина этого заключается в том, что как Continental, так и Mavic делают свои продукты в среднем диапазоне стандартного размера 700С.
Недостатком ранних моделей GRAND PRIX (где-то в середине 1990-х годов) были боковины. Боковые стенки часто разрушались прежде, чем протектор изнашивался до корпуса. Continental работал над этим, и за прошедшие годы компания изменила корпус шины, сделав ряд улучшений боковины, в результате чего мы получили серию шин 4000S. Современные Современные боковые стенки шин GRAND PRIX ушли далеко вперед от тех, которые были несколько поколений назад.
Трудно количественно определить наиболее важные характеристики шины: сопротивление качению и ее сцепление. Можно заметить значительное различие между тренировочной шиной и шиной для гонки, но сравнивать одну гоночную шину с другой сложно, и у нас нет средств, чтобы замерить реальные различия между той или другой. Мы собрались было проехать на роликах при определенном давлении в шинах и в определенном диапазоне мощности, чтобы увидеть разницу в скорости, если таковая будет, но решили, что у нас все равно не окажется достаточно точных данных, чтобы сделать этот тест стоящим. Столь же трудно понять, насколько хорошо шина держит дорогу, поскольку на дороге приходится сталкиваться с массой различных условий. У нас есть приличное понимание того, насколько хорошо резина держит в повороте, но эти ощущения могут меняться в зависимости от различного давления в шинах, или влажности покрытия, или наличия на дороге немного песка.
Конечно, хотелось бы идеальные шины. Мы хотим иметь легкую резину, которая имеет низкое сопротивление качению, как можно большее сцепление, стойкая к проколам и порезам, не знает износа, отлично ощущается и очень легко монтируется без инструментов. И, конечно, чтобы она была дешевой. Однако все имеет свои пределы. К сожалению, невозможно, что бы все характеристики были на высшем уровне, и производителю всегда приходится искать компромисс, даже если цена не имеет значения. Компромисс есть во всех шинах.
Continental берет три основные характеристики шины и для создания как можно лучшей шины ищет золотую середину между ними. Эти три характеристики: абразивность (износостойкость), сопротивления качению и сцепление. То, что инженерная мысль Conti направлена на отыскание этой золотой середины, означает, что они, вероятно, никогда не будут самыми легкими, или с самым низким сопротивлением качению, или с самым лучшим сцеплением, но у них получаются шины, у которых эти три характеристики в совокупности замечательно хороши.
Для линейки своих шин Continental использует три различных типа ткани при производстве корпуса, каждый для своих функций. Хороший материал имеет 110 полиамидных нитей на дюйм (TPI). Ткань оборачивается вокруг ложа в три слоя и сама становится его частью под протектором (все шины обертываются таким образом). Больший TPI означает, что корпус является более гибким, что помогает снизить сопротивление качению. Кроме того, Continental добавляет полоску защиты от проколов под протектором. Это волокно Vectran, которое делает шину более устойчивой к проколам через рисунок протектора и корпус.
Корпус и Vectran сохраняют шину гибкой, а резиновый протектор имеет важное значение как для сопротивления качению, так и для сцепления с покрытием дороги. Continental утверждает, что 4000S имеет преимущество перед стандартной GRAND PRIX 4000 и GRAND PRIX 3000 потому, что они улучшили резиновую смесь. Continental – гигант в мире шин, который делает их практически для каждого транспортного средства, которое только нуждается в резине. Кампаунд Black Chili, который используется 4000S был разработан для гонок Мото Гран-При. Инженеры компании нашли способ увеличить сцепление с помощью добавления карбоновой пудры в резину на уровне наночастиц. Нам пояснили, что если посмотреть на шины в очень сильный микроскоп, то можно видеть, что, хотя поверхности различных шин выглядят при взгляде невооруженным глазом одинаково, Black Chili, благодаря микроскопическим резиновым частицам, содержат больше резины на единицу площади, чем обычные сажевые шины. Continental утверждает, говорит что это дает увеличение адгезии (прилипания) на 30%, на 26% уменьшает сопротивление качению и на 5% улучшает пробег по сравнению с их старыми шинами, которые были до Chili.
Мы уставились на протектор при езде и все пытались понять, каким образом рисунок этого протектора обеспечивает лучшее сцепление, чем обычный слик. Во время езды мы не заметили разницы в сцеплении, а потому спросили об этом. Нам пояснили, что рисунок по бокам протектора сделан, скорее, для вида. Слики захватывают поверхность лучше и не дают аквапланировать велосипеду, но есть люди, которые просто отказываются верить, что слик держит лучше, чем протектор с рисунком. Так что Continental делает небольшой рисунок по бокам для отвода глаз, чтобы развеять опасения сомневающихся, которые упорно хотят протектор.
После езды на шинах несколько месяцев, можно видеть, что почти весь износ происходит в середине протектора, а стороны затронуты очень мало. Поэтому посередине, где происходит износ, Conti делают два маленьких индикатора износа, которые похожи на случайные воздушные пузырьки при литье шины. Когда эти индикаторы пропадают, шины пора выбрасывать. Кроме того, на боковине шины имеется стрелка, указывающая направление вращения. Впрочем, стрелка также предназначена для людей, которые не могут без таких штук, протектор не является направленным и его можно ставить как угодно.
Боковая стенка также интересна по нескольким другим причинам. Корпус покрыт тонкой полоской резины, который заканчивается чуть выше борта. Это может помочь в предотвращении вышеупомянутых порезов боковины. Хотя нам все-таки удалось порезать ее, но это при том, что мы были нарочито небрежны в обращении и ездили по стеклу и осколкам камней.
Последнее, о чем стоит упомянуть в боковой стенке – это рекомендуемое давление. Оно гласит, что 7,5 бар является рекомендуемым и 8,5 бар максимальным давлением. Давление воздуха в шинах часто упускают из виду при стремлении к качеству езды, хотя оно заслуживает самого пристального внимания. По словам специалистов Continental, 7,5 бар оптимальное давление для мужчины весом около 75 кг. Если вес легче, то давление должно быть ниже и, соответственно, если вес тяжелее - давление выше. Когда мы спросили, рекомендует ли Continental снижать давление в шинах в дождь, нам сказали, что пара десятых бара могут немного помочь, но слишком большое снижение давления ухудшит качество езды без значительного увеличения тяги. Обычно мы ездим в дождь при таком же давлении, что и в сухую погоду, и с этой шиной проблем в дождь не возникло больше чем обычно.
А вообще, как поклонникам высокоэффективных клинчерных шин, Continental GRAND PRIX 4000S преподнесли нам приятный сюрприз: отличное качество езды, низкое сопротивление качению и хорошую износостойкость. Впрочем, не сказать, что это был такой уж сюрприз – чего-то подобного мы и ожидали.