В конце прошлого года (август/сентябрь 2010) специалисты научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) по заказу компании Топоф провели испытания летних шин типоразмера 195/60R15. В тестах принимали участие следующие шины:
Предлагаемый ниже текст содержит результаты лабораторно-дорожных испытаний заявленных 7 комплектов летних легковых шин по сравнительной оценке их влияния на внешний шум, тормозные качества, управляемость и устойчивость автомобиля. Испытания проводились на легковом автомобиле Ford Focus (первый), оборудованном ABS. Перед началом испытаний автомобиль прошел техническое обслуживание и общую проверку узлов и агрегатов, подтвердившую их соответствие руководству по эксплуатации автомобиля.
Испытания проводились на специальных трассах НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ». Для сравнения характеристик были представлены семь комплектов шин, которые мы купили в различных интернет-магазинах. Все шины были новыми и на момент начала испытаний прошли обкатку в объеме по 200 км на каждый комплект. В целях повышения точности замеров каждый комплект шин перед началом испытаний подвергался прогреву путем безостановочного движения по скоростной дороге автополигона пробегом в 50 км на средней скорости 90 км/ч, после чего температурный режим и давление в шинах стабилизировались.
Мокрое дорожное покрытие создавалось методом полива испытательного участка с помощью поливомоечной машины через два-три зачетных заезда. Влияние шин на эксплуатационные качества автомобиля определялось следующими оценочными показателями:
Оценка результатов испытаний производится путем сравнения каждого оценочного показателя. Сравниваемые шины считаются равноценными, если разница в показателях по пункту 1 – не более 1,5 дБ(А), а по пунктам 2 и 3 не превышает 2%.
Все шины были смонтированы на новые стальные колеса с параметрами 6,0x15 и динамически отбалансированы. Ниже представлены результаты балансировки, где динамическая составляющая представлена отношением (первое число – наружная сторона колеса, второе число – внутренняя сторона колеса). Другими словами это вес грузиков размещенных на наружной и внутренней стороне колеса.
Меньше всего балансировочных грузиков понадобилось шинам Hankook, а больше всего шинам отечественного бренда Cordiant.
Измерения внешнего шума проводились методами, изложенными в ГОСТ Р 52800-2007. Шум замерялся на специальном сухом асфальтированном участке дороги при движении автомобиля накатом с выключенным двигателем на нейтральной передаче в диапазонах скоростей (7080) и (8090) км/ч.
За окончательный результат испытаний для шин принимается уровень внешнего шума, приведенный к скорости 80 км/ч и температуре дорожного покрытия 20 оС за минусом 1дБ(А) для обеспечения учета любых неточностей в показаниях измерительных приборов. Окончательные результаты измерений внешнего шума представленных на испытания шин приведены в таблице.
Напоминаем Вам, что в основе испытаний заложены стандарты ГОСТ и сравниваемые шины считаются равноценными, если разница в показателях по внешнему шуму не более 1,5 дБ(А). Таким образом, самыми тихими шинами оказались Cordiant Sport 2, а остальные, несмотря на различия показателей, между собой равноценны.
Влияние различных моделей шин на тормозные качества автомобиля оценивалось по величине тормозного пути с начальной скорости 80 км/ч на сухой поверхности дороги и 60 км/ч на мокрой дороге до полной остановки. Тормозной путь автомобиля на каждой шине определялся как среднее арифметическое по восьми зачетным заездам, причем разброс показаний в этих заездах не должен был превышать величину в 3%.
В этом виде испытаний лучшими оказались шины Мichelin как на сухом, так и на мокром дорожном покрытии. Шины Continental, KAMA EURO и Yokohama показали равноценные качества. Им несколько уступили шины Pirelli. Значительно уступили как на сухом, так и на мокром дорожном покрытии шины Cordiant Sport 2 и особенно шины фирмы Hankook.
Управляемость и устойчивость автомобиля на различных моделях шин оценивались его предельной скоростью в критических (нештатных) режимах движения (тесты «Переставка» и «Поворот») на мокром дорожном покрытии.
Мы позволим себе представить результаты испытаний шин в двух вариантах. Первый для любителей четкой иерархии - количественный, а второй – качественный. Итак, если расставить шины согласно «баллам», мы получим следующую последовательность:
Однако, при «качественной» оценке результаты испытаний приобретают «глубину». Прежде всего, шины Michelin. Модель Energy Saver является безусловным лидером теста. Она продемонстрировала самые лучшие результаты на торможение, управляемость и устойчивость независимо от «погодных» условий. Есть небольшие нарекания по шуму и балансировке, однако они меньше всего влияют на безопасность при движении, которая является, безусловно, приоритетной. Добавим также, что шины были произведены в России в 2008 году. KAMA EURO и Continental. Можно заранее предугадать реакцию представителей этих брендов (и их поклонников) к полученным результатам, однако, итоги испытаний позволяют нам с уверенностью сказать, что тестируемые шины равноценны. Более того, в испытаниях на управляемость и устойчивость покрышки показали абсолютно одинаковые результаты. Yokohama и Pirelli. Эти шины можно тоже рассматривать парой. Во всех испытаниях их характеристики очень близки. А при балансировке этих моделей понадобилось сравнительно мало грузиков. Шины в этом тесте показали себя как равноценные. Cordiant и Hankook. Это последняя пара в нашем тесте, которая замыкает обзор. Покрышки корейского производства подтверждают тот факт, что приятная балансировка ни в коем случае не говорит о том, что шины обеспечат качественное торможение и/или управляемость. Cordiant продемонстрировали превосходный - самый низкий уровень шума, однако, и другие характеристики оказались тоже низкими.
Однако, полученные данные являются еще не окончательным выводом для нашего теста. Мы решили провести сравнение профессиональных (объективных) данных и любительских (субъективных) мнений. Все покрышки, принявшие участие в тестах, были розданы случайным участникам нашего розыгрыша проведенного в начале лета 2011 года. Каждый из автовладельцев имеет свой собственный дневник на страницах нашего информационного ресурса, в который по мере формирования мнения записывает оценки каких-либо характеристик, полученных шин. Ближе к концу лета мы проведем сравнение полученных оценок от специалистов НАМИ и автовладельцев. После чего Вы сможете иметь наиболее полное представление о характеристиках и свойствах «наших» шин. Однако, уже сейчас Вы можете ознакомиться с заметками автовладельцев; выразить свое мнение, в случае если Вам приходилось эксплуатировать эти модели, а также, при желании, задать интересующие Вас вопросы непосредственно испытателю.
Компания Continental AG: Спасибо, за использование наших шин в Вашем тесте. Мы считаем, что шина Continental ContiEcoContact EP составила достойную конкуренцию своим оппонентам и в ряде испытаний превзошла по показателям более новые модели рынка, несмотря на то, что эта шина уже заканчивает свой жизненный цикл и ей на смену пришли шины ContiEcoContact 3, а в этом году компания Continental выпустила ContiEcoContact 5.
Комментарий пресс-службы компании Мишлен в России и СНГ: Мы искренне рады, что шины MICHELIN Energy Saver были признаны лучшими летними шинами в тесте независимых экспертов портала Topof и НИЦИАМТ. Шины, участвовавшие в тесте, были произведены на российском заводе Мишлен в Давыдово. Этот факт в очередной раз доказывает единые высокие стандарты качества шин MICHELIN вне зависимости от места их производства. Безопасность – одна из важнейших характеристик, и мы рады, что и в данном испытании шины MICHELIN снова продемонстрировали высокий уровень сцепления на сухой и мокрой дороге..